В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Согласно ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Практика прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав несовершеннолетних при организации образовательного процесса свидетельствует о том, что надзор в данной сфере всегда был и останется приоритетным, в особенности обеспечение общедоступного и бесплатного образования. Безусловное соблюдение права на общедоступное и бесплатное образование является залогом эффективного доступа к услугам в данной сфере и приводит к наиболее полному вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие. Особенно данные вопросы актуальны в условиях кризисных явлений. Прокуратурой района проведена проверка по итогам анализа обращений граждан поступивших «на прямую линию» с Президентом РФ о нарушениях прав учащихся в одном из муниципальных общеобразовательных учреждений района на получение общедоступного и бесплатного образования в связи с так называемыми поборами на нужды образовательной организаций проведены соответствующие проверочные мероприятия. Факты организации ежемесячного сбора денежных средств с родителей учащихся в фонд школы, в фонд класса, на охрану школы, на оплату труда технического персонала и т.д. не подтвердились. В ходе проверки готовности школ к новому учебному году установлено, что в некоторых школах района не организовано приобретение для учащихся учебных пособий, входящих в федеральный список учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также предусмотренных учебной программой. В связи с этим данные учебные пособия приобретались родителями самостоятельно. По выявленному нарушению в адрес учредителя – администрации Муниципального района «Читинский район» внесено представление об устранении нарушений. Установление фиксированных сумм пожертвований на нужды образовательной организации нарушает принцип добровольности, в связи с чем в отношении виновных лиц, может быть возбуждено производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ (нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившиеся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования). С целью получения сведений о противоправных действиях сотрудников образовательных организаций по принудительному сбору денежных средств с родителей учащихся (воспитанников) в прокуратуре района имеется телефон доверия – 23-85-58. Информацию предоставила помощник прокурора района Эпова Наталья.
|