Старший помощник прокурора Читинского района Зорина Н.В. сообщила, что прокуратурой
района проведена проверка в сфере
соблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, в частности по вопросу
организации и проведения органами местного самоуправления муниципального
жилищного контроля. К полномочиям органов местного самоуправления в области
жилищных отношений относятся, в том числе,
осуществление муниципального жилищного контроля (п.п. 9 ч.1 ст.14 ЖК РФ,
п.п. 6 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").Законом
Забайкальского края от 10.10.2012 N 720-ЗЗК "О порядке осуществления
муниципального жилищного контроля и порядке взаимодействия уполномоченного
органа исполнительной власти Забайкальского края, осуществляющего
государственный жилищный надзор, с уполномоченными органами местного
самоуправления, осуществляющими муниципальный жилищный контроль, при
организации и осуществлении муниципального жилищного контроля" органам
муниципального контроля (уполномоченным должностным лицам) предоставлены
достаточно широкие полномочия: осуществление
муниципального жилищного контроля за использованием и сохранностью
муниципального жилищного фонда; проведение
в пятидневный срок внеплановых проверок деятельности управляющей
организации на основании поступивших обращений. Кроме этого, органы
муниципального жилищного контроля при поступлении обращений и заявлений
граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц,
информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления:
проверяют исполнение собственниками помещений в многоквартирном доме требований
жилищного законодательства по выбору способа управления многоквартирным домом; проверяют соответствие устава товарищества
собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям к использованию и
сохранности муниципального жилищного фонда, в том числе требованиям к жилым
помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего
имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и
деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих
работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах,
предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в
многоквартирных домах и жилых домах, требованиям энергетической эффективности и
оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета
используемых энергетических ресурсов (далее - обязательные требования); проверяют правомерность принятия общим
собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании
товарищества собственников жилья, избрания общим собранием членов товарищества
собственников жилья председателя правления товарищества собственников жилья и
других членов правления товарищества собственников жилья, решения о выборе
юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего
деятельность по управлению многоквартирным домом, в целях заключения с ним
договора управления многоквартирным домом;
проверяют правомерность утверждения общим собранием собственников
помещений в многоквартирном доме условий договора управления многоквартирным
домом и его заключения; Вправе указанные органы контроля обращаются в суд с
заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, о признании
недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в
многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской
Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным в
случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении
несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав
изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка
создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации,
утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения
и др. Необходимость проведения такого контроля направлена на защиту прав
граждан в жилищно-коммунальной сфере; на обеспечение сохранности муниципального
жилья; выявление нарушений со стороны
управляющих жилищным фондом организаций (управляющих компаний, ТСЖ и др.),
граждан, пользующихся жилыми помещениями. Таким образом, осуществление
муниципального жилищного контроля позволит своевременно выявить и устранить
нарушения жилищного законодательства; восстановить нарушенные права граждан в
указанной сфере правоотношений со стороны управляющих организаций и других
граждан, а также предотвратить указанные нарушения; обеспечить сохранность
муниципального жилищного фонда, принять меры к недобросовестным нанимателям и
другим лицам, проживающим в муниципальных
и др. жилых помещениях. Особенно актуальным осуществление такого
контроля является в поселениях, где расположены многоквартирные дома,
осуществляют деятельность управляющие компании, ТСЖ и др. организации по
управлению такими домами. Однако проведенной прокуратурой района проверкой
установлено, что в муниципальных образованиях Читинского района органы
муниципального контроля не созданы, соответственно муниципальный жилищный
контроль не осуществляется. В связи с
изложенным, прокуратурой района направлены в суд исковые заявления о понуждении администраций
гп. «Новокручининское», гп. «Атамановское», сп. «Новокукинское», сп.
«Маккавеевское», сп. «Домнинское» организовать осуществление муниципального
жилищного контроля на территориях поселений.Все исковые заявления прокурора
рассмотрены и удовлетворены. Решения суда
вступили в законную силу.
|