Суббота, 20.04.2024, 14:49
Прокуратура
Читинского района
Вы вошли как Гость | Группа "Гости
      Главная Выход

Меню сайта

Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Архив записей

Поиск

Главная » 2017 » Август » 10 » Преступления и правонарушения, связанные с хищением сухостойных деревьев.
03:23
Преступления и правонарушения, связанные с хищением сухостойных деревьев.

Территория Читинского района Забайкальского края составляет 16.1 тыс. квадратных километров. Более 76% территория покрыта горной тайгой, в которой преобладает сосна и лиственница. В результате лесных пожаров тайга наполнена огромным количеством поврежденных деревьев, обозначаемый как сухостой, который в свою очередь является дополнительным источником возникновения пожаров, причиной заражения здорового леса, а соответственно подлежат санитарным рубкам под четким контролем органов охраны и защиты леса. При этом распоряжение сухостойными деревьями находится в ведении специально уполномоченных органов исполнительной власти субъекта. Санитарные рубки проводятся в соответствии с санитарными правилами в лесах, утвержденными Приказом МПР РФ от 27.12.05. № 350. В результате хозяйственной деятельности по очистке лесного фонда от сухостоя, средства поступают в бюджет субъекта, которые в свою очередь распределяются на лесовосстановительные работы, профилактику и ликвидацию лесных пожаров.

Однако, общеизвестно, что сухостойные деревья являются предметом товарооборота, используемые в качестве источника отопления и пиломатериалов, которые реализуются местному населению и экспортируются в Китайскую Народную Республику, где востребованность данного сырья является безграничной, в связи с полным запретом на вырубку деревьев и соответственно максимально жесткой ответственностью. Учитывая продолжающийся в течение нескольких лет экономический кризис и снижение социально-экономического уровня жизни граждан, стабильно высокий уровень безработицы, сухостой является предметом незаконного обогащения.

В процессуальной деятельности у органов дознания возникают трудности по квалификации действий лиц, незаконно осуществляющих рубки и собирание сухостоя. В случаях выявления деяний в исследуемой сфере, действия виновных квалифицируются по ст.8.28 КоАП РФ – незаконная рубка поврежденных деревьев, с соответствующими квалифицированными признаками. Исчисление размера (ущерба), причиненного лесным насаждениям незаконной рубкой сухих деревьев, присвоением древесины буреломных и ветровальных деревьев определяется в соответствии с методикой и таксами для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам, лианам вследствие нарушении лесного законодательства, заготовка которых допускается, утвержденными постановлением Правительства РФ от 08.05.2007. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства». По мнению заместителя руководителя агенства лесного хозяйства России Е.С.Комара, изложенного в письме от 25.02.1016. незаконная рубка сухостойных деревьев на землях лесного фонда, с причинением ущерба лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам в значительном, крупном, особо крупном размерах образует состав преступления предусмотренного ст.260 УК РФ. При этом Рослесхоз полагает, что присвоение находящейся на землях лесного фонда древесины ветровальных, буреломных деревьев без осуществления рубки указанных деревьев следует рассматривать как хищение. Позиция обосновывается исходя из смысла ст.16 Лесного кодекса РФ, согласно которой рубками признаются процессы их валки, в том числе спиливания, срезания, а также иные технологические процессы, включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу. Учитывая, что ст.260 УК РФ является бланкетной нормой, то объективная сторона в виде незаконной рубки отражает смысл понятия рубки изложенного в Лесном кодексе. Кроме того, рубка сухостойных деревьев, не причинившая значительного ущерба в практике рассматривается как правонарушение предусмотренное ст.8.28 КоАП РФ, а не как мелкое хищение. По тому пути сложилась практика контролирующих органов в сфере лесного хозяйства органов исполнительной власти субъекта РФ. Мнение Рослесхоза и сложившаяся практика по привлечению к административной ответственности за рубку сухостойных деревьев по ст. 8.28 КоАП РФ противоречит юридической логике и позиции Верховного суда РФ изложенного в п.15 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.12. №21 « О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды», согласно которого рубка ветровальных, буреломных и сухостойных деревьев, а равно их уничтожение или повреждение при наличии к тому законных оснований могут быть квалифицированы как хищение либо уничтожение или повреждение имущества.

Объектом преступления предусмотренного ст.260 являются общественные отношения, возникающие по поводу охраны и рационального использования лесов. Предмет преступления – деревья, кустарники, лианы, которые являются частью экосистемы, влияющей на функционирование флоры и фауны в целом, водных объектов, атмосферы. Имеется в виду живые деревья, кустарники и лианы. Погибшие – сухостойные, буреломные и ветровальные деревья не несут какой – либо полезной нагрузки, а напротив, несут определенную опасность для экосистемы, являясь источником пожаров, причиной заражения здорового леса и гибели животных. Находясь на площадях лесного фонда, находящегося в ведении государства в лице субъектов РФ эти предметы автоматически являются собственностью государства и любое их завладение необходимо рассматривать как хищение чужого имущества.

Проанализировав изложенное, казалось бы проблема квалификации административных правонарушений и преступлений связанных с собиранием сухостойных, ветровальных и буреломных деревьев решена, предельно ясна и понятна. Рассматривать действия необходимо как хищение чужого имущества по ст.7.27 КоАП РФ или ст.158 УК РФ. Однако на практике у правоприменителей нет четкого понимания исследуемой проблемы и соответственно при применении мер уголовного воздействия возникают трудности по ряду веских причин.

В соответствии с п.6 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной постановлением правительства РФ № 273 от 08.05.2007., при исчислении стоимости древесины разделение ее на деловую и дровяную не производится. В этом случае применяется ставка платы, установленная в отношении деловой древесины средней крупности. Указанные расчеты производятся в соответствии со ставками платы за единицу объема древесины лесных насаждений утвержденных постановлением правительства РФ № 310 от 22.06.2017. Смысл постановления правительства РФ № 273 заключается в определении размера вреда лесам, как экологической составляющей. Тогда как предметом преступлений против собственности является чужое имущество, в данной ситуации понимаемое как товарно-материальные ценности, обладающие экономическим свойством стоимости. Таким образом, в практической деятельности возникают проблемы связанные с определением экономически обоснованной стоимости похищенной древесины в виде сухостойных, буреломных и ветровальных деревьев по причине отсутствия конкретных нормативно-правовых актов. Проблемы с определением стоимости похищенной древесины сухостойных деревьев возможно определять по результатам проведения судебно-товароведческих экспертиз, с определением рыночной стоимости изъятой древесины. Но в большинстве случаев факты незаконных порубок деревьев, в том числе и сухостойных совершаются в условиях неочевидности, выявляются при отсутствии заготовленной древесины.

Усугубляется исследуемая проблема тем, что современное законодательство вообще не содержит специальной нормативно-правовой базы, дающей понятие сухостойной, буреломной и ветровальной древесины и регулирующей общественные отношения связанные с ее оборотом. Понятие леса дано в ст.5 Лесного Кодекса РФ: использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе. Лес как природный ресурс, представляет собой совокупность древесно-кустарниковой и иной растительности, которая расположена на землях лесного фонда. Одновременно лес является экологической системой, представляющей собой совокупность лесов, кустарников, иной растительности, живых микроорганизмов, находящихся в неразрывной связи. В этой связи Постановлением Пленума Верховного суда РФ № 21 от 18.10.2012. сухостойные, буреломные и ветровальные деревья выделены в самостоятельный объект преступного посягательства, не связанного с преступлениями против экологии. Однако, в отношении таких объектов осуществляется экономическая деятельность, в форме заготовки, оборота. При этом осуществление незаконной деятельности фактически не влечет ни какой юридической ответственности. Наличие законодательного пробела создает предпосылки для преступной деятельности в указанной сфере, направленной на незаконное обогащение. В виду отсутствия законодательного урегулирования и исследуемой сфере и мер юридической ответственности, наряду с оборотом погибшей древесины наносится непоправимый ущерб и лесному фонду в целом, так как это становится преступным мотивом к уничтожению живого леса. О чем свидетельствуют кратновозросшее количество лесных пожаров и их площадей. Так только на территории Читинского района Забайкальского края в 2015-2016 годах зарегистрировано 333 лесных пожара, на общей площади 220 тысяч гектар, с причинением ущерба лесному фонду в размере 48 млн. рублей, не включая расходы на приведение этих территорий в состояние пригодные для дальнейшего использования, расходов, связанных с тушением лесных пожаров, а так же расходов, связанных с компенсацией ущерба причиненного имуществу граждан, после перехода лесных пожаров в границы населенных пунктов. Причиной всех пожаров явился человеческий фактор. Имеются все основания полагать, что лесные пожары возникают в результате умышленных действий граждан, направленных на уничтожение лесного фонда, с целью последующей заготовки древесины в виде сухостойных деревьев. Так на территории этого же района официально действует 10 пунктов приема древесины. С развитием современных технологий широко развита теневая деревоперерабатывающая отрасль.

Совершенно очевидно, что имеется необходимость законодательного восполнения пробела путем определения конкретного понятия сухостойной, буреломной и ветровальной древесины в специальных нормативно-правовых актах, с определением правил определения размера ущерба, так как в силу ст.8 Лесного Кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Наряду с этим необходимо предусмотреть самостоятельную уголовную и административную ответственность за незаконную экономическую деятельность, связанную с незаконной заготовкой и оборотом сухостойной, ветровальной и буреломной древесины, в зависимости от размера ущерба причиненного государству. Сухостойные, буреломные и ветровальные деревья, как выбывшие из общей экосистемы являются предметами товарного оборота, потому обоснованно их относить объектом преступных посягательств в сфере экономики, а не экологии. Наибольшую общественную опасность такого рода деяния представляют в тех случаях, когда они совершаются в целях сбыта. Информацию предоставил прокурор Читинского района Блохин И.Е.

 

 

 

 

Просмотров: 1176 | Добавил: Redactor | Теги: Лес | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Информация

Адрес прокуратуры Читинского района: г. Чита, ул. П-Осипенко, 1, Тел. (приемная) 23-85-56 E-Mail: chitray@prokzabkray.ru

Сайты Прокуратур

Статистика

 
© Прокуратура Читинского района © 2024 Все права защищены   Дизайн и Разработка Stan26